Режим грудничка первых трёх месяцев жизни предполагает совсем небольшие промежутки бодрствования между периодами сна и большую часть этого времени он посвящает приёму пищи. То есть, суммарное время для проведения активных занятий с грудничком может не превышать 2-х часов в сутки. Это совсем немного, и постарайтесь в эти промежутки времени дать грудному ребёнку свободно подвигаться, не сковывая его движений пелёнками. В норме у грудничка этого возраста слегка повышен мышечный тонус. Проявлением мышечного гипертонуса является то, что кулачки ребёнок не разжимает, конечности держит с слегка согнутом положении. Скорость психомотроного развития грудничка находится в прямой зависимости от скорости развития соответствующих отделов его головного мозга и мышц, ответственных за выполнение тех или иных движений. Новорождённый ребёнок обладает набором безусловных, как назвал их физиолог И.П. Павлов, рефлексов. Это, например, сосательный и глотательный рефлексы, а также слюноотделение (так называемые пищевые рефлексы) или, работающие в положении лёжа на животе на первом месяце жизни, рефлексы поворачивания и подъёма головы (так называемые «защитные»). У детей более старшего возраста проявляются позиционные рефлексы (примерно к возрасту около шести месяцев). Так, если поднять грудничка горизонтально, то он будет отклонять голову в сторону, которая будет выше относительно пола. Рефлекс работает при всех положениях (на животе голова будет поднята вверх, на спине прижата к груди, в положении на левом боку отклонена направо, на правом боку — отклонена налево). При повороте тазового отдела плечевой пояс и голова грудничка движутся в том же направлении. При соприкосновении с любой поверхностью или предметом у грудного ребёнка включается рефлекс хватания. Например, если вложить в ладошки грудничка пальцы, то ребёнок за них крепко ухватится, сожмёт кулачки. И следует помнить, что это не просто развлечение, а упражнение, которое должно обязательно входить в гимнастический комплекс для грудничков, так как оно является стимуляцией хватательного рефлекса.
Ещё одним позиционным рефлексом грудничка является то, что при положении его лёжа на спине с поднятыми вверх руками ребёнок автоматически распрямляет и нижние конечности также. Знание данного рефлекса грудничка может помочь родителям в воспитании у него здоровой осанки, посредством применения свободной раскрытой позы сна. Необходимо, укладывая ребёнка спать, придавать грудничку именно такое положение — на спине, с заложенными за голову руками, так как если ребёнок спит в «позе эмбриона» — на бок, то у него происходит рефлекторное прижатие к телу верхних и нижних конечностей, и достаточной для отдыха организма релаксации у него не происходит. Об этом важно помнить постоянно, так как большую часть времени суток ребёнок этого возраста проводит во сне и это положение будет тем, в котором он будет находиться наиболее долго.
Когда грудничок находится в состоянии бодрствования, в идеале минут за 15-20 до того, как его покормить, положите его на животик, чтобы у него отходили газы, и чтобы у него развивался навык держания головы. Врождёнными рефлексами предусмотрено, чтобы попадая в положение «лицо вниз» голова поворачивалась влево-вправо и поднималась вертикально. Со временем данный рефлекс будет закрепляться. Кроме того, когда ребёнок уже научится держать головку вертикально, ему будет интересно наблюдать за происходящим вокруг, захочется добраться до различных отдалённых предметов. Тут начнёт развиваться следующий навык — навык ползания.
Возможно, что интереснее наблюдать за мимикой грудничка, лежащего на спине, но для более быстрого развития предназначена именно поза на животе.
У ребёнка существует ряд врождённых рефлексов, которые по достижении трёхмесячного возраста угасают. Это такие рефлексы, как талантов рефлекс, когда при проведении пальцем вдоль позвоночника ребёнка он выгибает спину. Сюда же относится рефлекс хождения. Он проявляется если держать грудничка вертикально и прислонить его ступни к опоре. Он рефлекторно начнёт переступать ножками. Ещё сюда же следует отнести рефлекс ползанья. Для того, чтобы он проявился достаточно поднести к пяткам лежащего на животе ребёнка руку и он тут же от неё оттолкнётся. В этом периоде жизни у грудничка существует, так называемый, естественный, или неонатальный, гипертонус. При этом мышцы, ответственные за процесс сгибания верхних и нижних конечностей, держат ручки и ножки в полусогнутом положении. Соответственно, и упражнения и приёмы массажа для грудничков направлены на разгибание конечностей не силовыми приёмами, так как это может повлечь а собой травму, и даже не пассивные гимнастические упражнения, а только движения в соответствии с рефлекторными реакциями детского организма. Ближе к месяцу ребёнок начинает отчётливо реагировать на происходящее во внешнем мире. Сначала грудничок учится улыбаться, зафиксировав взгляд на лице мамы или другого подошедшего к нему взрослого, после, в положении лёжа на животике малыш начинает фиксировать голову в вертикальном положении и поворачивать её влево-вправо, наблюдая за движущимися людьми. Радуясь улыбке и ласковой речи взрослых, грудной ребёнок реагирует всем телом: начинает хаотично махать в воздухе ручками и ножками. Во время этой реакции происходит формирование направления движения от центра к периферии, а это чрезвычайно полезно для психомоторного развития ребёнка.
С двух месяцев активность и подвижность малыша заметно возрастают. Он уже из положения лёжа на спине может перекатываться в положение лёжа на боку, и даже, случайно, сильно махнув ножкой, может оказаться и на животике. Поэтому с этого времени нужно уже следить, чтобы грудничок не оставался лежать без присмотра или поддержки там, откуда он может упасть и получить травму. Главная задача медицинского массажа для грудничка — это приведение к равномерному развитию его мышц конечностей, как сгибательной группы, так и разгибательной. Кроме массажа и гимнастики, уделяйте больше внимания общению с грудничком. Часто слышать голос мамы, видеть её лицо — всё это полезно для малыша, для правильного становления работы его нервной системы и развития двигательной активности.
Ежедневно нужно купать ребёнка, для того, чтобы полноценно работала функция кожного дыхания, делать общий массаж приёмами поглаживания, стимулировать его врождённые рефлексы, о которых мы говорили выше. Для занятий с грудничком хорошо приобрести надувной мяч. Желательно, чтобы расцветка его была яркой, привлекательной для ребёнка. Положите малыша на мяч и покачайте — увидите, как ему понравится! И снова, это не только удовольствие, но и полезное воздействие, так как подобные упражнения стимулируют развитие органа равновесия, способствуют развитию мышц. Более 50 лет назад русский учёный Б.Класовский показал, по результатам своих опытных исследований, что неонатальная стимуляция вестибулярного аппарата, пусть даже незначительная, положительно сказывается на развитии головного мозга. Возьмите ребёнка на руки, потанцуйте с ним по квартире, плавно перемещаясь по кругу, покачайте его слегка, поговорите с ним о том, что вас окружает. Грудничку будет интересно, он будет слушать вас с удовольствием. Только не старайтесь продолжать занятие слишком много времени, малыш устанет и в следующий раз не захочет заниматься. Так что, не утомляйте своего грудничка/