Медицинский массаж и гимнастические упражнения для ребёнка пятого и шестого месяца жизни. Описание влияния гимнастических упражнений и детского массажа на младенцев 5-6 месяцев
Ребёнок делается всё более подвижным, его активно интересует всё, что происходит вокруг. Помогайте его любознательности, носите его по квартире, чтобы он смотрел, как живут другие члены семьи, пусть они осуществляют общение с малышом. Одновременно с тем, малышу надо дать и побыть одному, чтобы он сам исследовал те игрушки, которые висят над его кроваткой или вложены в руку. Но не придумать игрушки занятнее для малыша в возрасте 4-6 месяцев, чем его собственные ручки и ножки. Он наконец-то их заметил и с удовольствием разглядывает их или пытается затянуть в рот. Относительно других аспектов двигательной активности малыша, его мышечный тонус к этому возрасту уже полностью должен нормализоваться и теперь он уже машет ручками и ножками не хаотично, как раньше, а произвольно. Если же у малыша сохраняется повышенный тонус мышц-сгибателей, то развитие его двигательной активности носит неполноценный характер. Данный вид опоздания в развитии может являться следствием проблем с развитием ЦНС, наличия врождённых патологий, а иногда и просто недостаточного внимания к ребёнку. Полноценное развитие ребёнка — это плод влияния совокупности целого ряда факторов внешней среды, поэтому нельзя считать, что и без помощи взрослого его развитие будет таким же полным и гармоничным. Если абсолютно полноценного грудного ребёнка оставить без ежедневного купания, специального детского массажа и гимнастики, общения с любящими его взрослыми людьми, то очень скоро он начнёт отставать от ровесников в своём психофизическом развитии.
К 4-5 месяцам малыш уже умеет без посторонней помощи переворачиваться на животик со спины, а в положении на животе, может подняться, полностью распрямив руки и опираясь на них. Если ребёнка этого возраста держать подмышки вертикально, то он уже может стоять на прямых ногах и уже делает попытки садиться, хватаясь за окружающие предметы. Нельзя форсировать процесс самостоятельного овладения навыком усаживания путём обкладывания усаженного ребёнка подушками. В предназначенных для транспортировки детей креслах и «кенгурушках» должна быть обязательно твёрдая опора под спиной. Мышечный каркас спины у ребёнка этого возраста ещё не достаточно крепок и позвоночник легко может деформироваться. Зато поощрение ползания очень даже приветствуется. Даже сам новорождённый, ещё хаотично двигая руками и ногами, стремится двигаться именно вперёд. У ребёнка не сразу получается скоординировать движение рук и ног, он совершает сначала как бы прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами и бросаясь вперёд двумя руками, иногда он совершает «лягушачьи» гомологические движения, то есть, как бы плывёт брассом по поверхности. Также, бывает, что вместе с левой ногой ребёнок переставляет левую руку и наоборот (гомолатеральное движение). Но в норме, очень быстро эти движения сменяются ещё одним — перекрёстным. Это наиболее высокоорганизованный вид движения, когда с левой рукой одновременно движется правая нога и наоборот. Для того, чтобы замотивировать малыша на ползание разложите те игрушки, которые его больше всего привлекают, на расстоянии при котором ребёнок их видит, но не дотягивается. Постепенно отдаляйте игрушку от ребёнка с учётом того, насколько легко ребёнок добирается до игрушки. Обязательно поощряйте, хвалите малыша за его успехи и давайте ему поиграть с «добычей». Если принять во внимание, что две главных радости для крохи — это быть рядом с мамой и наслаждаться новыми успехами в области перемещения в пространстве, то можно сделать вывод, что лучшим стимулятором ползания будет ползание за мамой. Создайте на полу удобную и безопасную площадку, лягте и позвольте малышу поиграть с вами рядом. Ведь его мир, мир человечка, который ещё не научился ходить, горизонтален, так посетите же его в этом мире. При этом важно также, чтобы ребёнок чувствовал ваш позитивный настрой на это занятие. Ведь ему передаётся ваше настроение. В дальнейшем, когда он будет уже самостоятельно перемещаться по квартире, это поможет ему в адаптации. Ведь пол — это чужое для него изначально место и ваши совместные занятия на полу помогут ему в дальнейшем при попадании на пол не чувствовать себя неуютно, одиноко и дискомфортно.
Вы олицетворяете собой для своего малыша целый мир: теплоту, любовь, источник пищи, защиту, счастье и источник получения информации. И поэтому тогда, когда ваш малыш оказывается на полу, то вам следует оказаться там же. Теперь каждодневные гимнастические упражнения и массаж могут продолжаться уже около получаса, при условии, что малыш во всё время проведения гимнастики и массажа будет бодр, весел и с интересом делает новую, более усложнённую программу. Сопроводите упражнения типа «бокс», перекрещивание верхних конечностей, сгибание-разгибание конечностей счётом в среднем темпе или тихой, но ритмичной музыкой. Итак, занимаясь гимнастикой и делая массаж с ребёнком 4-6 месяцев, мы имеем своей целью нормализацию мышечного тонуса нижних конечностей, закрепление опорного рефлекса ступнёй, обучение его навыку удержания предметов, развитие способности двигаться ритмично. В этом нам поможет то, что во время занятий мы будем ласково разговаривать с малышом, хвалить его за успехи, делать упражнения со счётом, активные гимнастические упражнения, в основе которых лежат врождённые рефлексы, желание самого ребёнка сесть, пассивные гимнастические упражнения, любимые игрушки малыша, которые подходят ему по возрасту, занятия плаванием, общий массаж в который входят новые, более энергичные приёмы. У детей 4-6 месяцев приёмы массажа отличаются большей интенсивностью и разнообразием. В частности, кроме приёмов массажа поглаживание и растирание начинается использование приёма массажа разминание. У детей делается более щадящий вид разминания — валяние и разминание в продольном направлении. Приём массажа валяние делается распрямлёнными повёрнутыми навстречу друг другу ладонями. Этот приём используется для массажа конечностей. При этом конечность помещается между рук. Приём массажа разминание в продольном направлении осуществляется при помощи одной руки, при этом другая держит руку или ногу малыша. Все движения должны быть лёгкими, равномерными, не быстрыми. По своему принципу они должны напоминать движение при замешивании теста. Не делайте резких движений и не прищипывайте между пальцами кожу. Чтобы лучше укрепить мышцы применяйте следующие приёмы массажа: постукивание, щипки. Выполняются данные приёмы массажа в бодром темпе, равномерно и мягко. Помните, что все приёмы массажа необходимо перемежать поглаживанием. Оно же и заканчивает все виды массажа.