Медицинский массаж и гимнастические упражнения для ребенка седьмого, восьмого и девятого месяцев жизни. (Здоровые дети)

Без рубрики

Вашему малышу уже исполнилось полгода. Он приобрёл много новых навыков, стал старше. Теперь он уже умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, сидеть не опираясь ни на что, если дать ему руки и слегка потянуть, то он встанет на ножки и, что самое главное, он начал ползать. Когда малыш в возрасте 6-7 месяцев уже начал ползать, это очень хорошо. Возможно, вы слышали, что бывают дети, которые не ползая, сразу начинают ходить. Есть даже такая гипотеза, что навык ползания — это рудиментарный, не имеющий никакой важности для дальнейшего развития человека навык. Мнение это ошибочно, хотя бы потому, что ребёнку просто нравится ползать, и ползая, он тренирует все группы мышц, которые в будущем послужат формированию правильной осанки.

Положительным моментом в развитии малыша будет то, что он научится ползать раньше, чем сядет или встанет, потому что качество данных навыков находится в прямой зависимости от тренировок происходящих до того, как перейти в положение стоя. Да, нормой является то, что малыш семи месяцев сидит, а годовалый — ходит, но это ещё не всё. Гораздо важнее, чтобы он делал всё это надлежащим образом, так как при сидении в неправильном положении происходит деформация грудной клетки, а когда ребёнок ходит не надлежащим образом, то происходят искривления нижних конечностей. Важно следить и за тем, как малыш ползает. Если ноги при этом выпрямлены или живот ползёт по опоре — это неправильно, ползание должно происходить именно на четвереньках. Именно в этом случае оно будет предварять собой правильную ходьбу. Наступает такой момент, когда ребёнок первого года жизни выясняет для себя, что можно стоять на четвереньках и перемещаться, не касаясь пола животом.

Не сразу навык ползания становится совершенным. Начало ползания может выглядеть так: выставляются вперёд две руки одновременно, и к ним припрыгивают сразу две ноги (гомологическое движение). Такое ползание напоминает прыжки зайца. Или его движения могут напоминать иноходь, когда вместе с рукой вперёд выносится одноимённая нога (гомолатеральный тип движений). И только после этих стадий малыш приходит к перекрёстному, самому высокоорганизованному типу ползания, когда вместе с правой рукой вперёд выносится левая нога, центр тяжести смещается и сразу же вперёд выносится левая рука и правая нога. Попытки ползти, лёжа на животе, являются таким видом движения, который выполняется просто, чтобы шевелиться, а ползание на четвереньках — это деятельность целенаправленная.

В возрасте старше полугода ребёнку уже скучно сидеть в кровати или манеже. Ему нужно больше простора для движения, вследствие этого его нужно выпускать поползать на пол, на кресло или диван, можно сделать для ребёнка горку, по которой он сможет сам залезать и слезать, подниматься, опираться и переступать, держась за опору. Малышу пригодится уметь ориентироваться в доме, в котором он живёт, поэтому не сдерживайте его любознательность, если она не идёт во вред его здоровью. Регулярно проводите влажную уборку, постелите что-нибудь на пол, чтобы ноги ребёнка не скользили, и ему было теплее (не очень-то полезно ползание по гладкому полу), следите за безопасностью ребёнка. Имейте в виду, что лучше убрать всё, что вам дорого или всё, что может травмировать ребёнка. Навыки движения быстро совершенствуются, ребёнок растёт, и если он сегодня не дотянулся до чего-то, то он сделает это завтра или послезавтра. К тому же, чем просторнее и свободнее в комнате, тем больше места для манёвра и развития навыков. Для побуждения в ребёнке стремления к ползанию, разложите по комнате на расстоянии друг от друга игрушки или предметы, которые могут заинтересовать ребёнка. Возможно, что сегодня он ещё до них не доползёт, но ему будет интересно, дистанции будут увеличиваться, а мышцы крепнуть. Пусть ни кроватка, ни манеж не будут тюремной камерой вашему малышу, пусть он знает лишь одни границы, границы родительских объятий.

После 6 месяцев малыш уже может руководить работой своих мышц, ведь тонус мышц в руках и ногах уже нормализовался. Так, если пятимесячный младенец схватится за протянутую ему игрушку обеими руками, то полугодовалый может взять её только одной рукой, переложить в другую, ударить обо что-нибудь и т.п. Только после полугода малыши могут произвольно напрягать какие-нибудь группы мышц, вместе с тем, расслабляя соответствующие им антагонисты. Так, например, ребёнок может напрячь спинные мышцы, расслабив при этом мышцы пресса. Всё это делает возможным выполнение более усложнённого комплекса гимнастических упражнений по координации движений. В этом возрасте необходимо каждое упражнение проводить вместе с соответствующими голосовыми командами, например: «ложись», «садимся», «вставай» и т.п.

Важно, чтобы вы всегда во время одного и того же упражнения говорили одну и ту же команду и сразу вслед за ней выполняли соответствующее движение. Итак, главная цель в занятиях с малышом 6-9 месяцев:

— обучение навыку ползания на коленках;

— развитие ритмичности и синергизма движений;

— стимулирование аудирования.

Что для этого нужно:

— разговаривать с малышом спокойно, ласково и как можно больше, давать команды к выполнению упражнений;

— расширить границы перемещения малыша по комнате или квартире;

— продолжать делать массаж (массаж рук и ног уже можно не делать, т.к. физиологический тонус нормализовался). В основном делается массаж области — — груди и живота, а также спинно-ягодичной. Приёмы массажа: поглаживание, вибрация, растирание, постукивание и т.п.

.